(моя миниатюра)

Праздничная, всегда волнующая атмосфера концерта. Сверкает множеством огней зал. Ярко освещена сцена, в центре которой стоит рояль. Публика рассаживается по местам и на сцене появляется пианист. Он садится за инструмент, и в зал льются звуки музыки.
"Хочу, чтобы музыка выражала слово, хочу правды,"- говорил композитор Александр Сергеевич Даргомыжский. Вспоминаю эти слова, когда слушаю классическую музыку, любую музыку, содержащую музыкальные мысли композитора классика или современника. Вся палитра жизни - от детских радостей и познаний - до вселенской скорби и потерь - заключена в классических произведениях.
Создав музыку, композитор фиксирует ее на бумаге. Так рождается нотный текст пьесы. Но система записи очень условна. На условность нотирования музыки, на невозможность точно выразить свои намерения не раз жаловались сами композиторы. Это "самое существенное", "лучшее" подлинный исполнитель - художник должен прочесть между строк нотного листа, тем самым оживить условные знаки, как бы воссоздать заново запечатленное в нотах произведение.
Не случайно Антон Рубинштейн говорил, что исполнение - это второе рождение музыкального сочинения.
Поэтому перед исполнителем стоит нелегкая задача - донести замысел автора наиболее достоверно и эмоционально. Может быть некоторым слушателям кажется, что играть на рояле и выступать перед публикой очень легко. Так могут подумать только те, кто совершенно не представляет себе, насколько непрост труд пианиста, как сложно стать настоящим художником.
Иногда жизнь пианиста складывается таким образом, что в первые годы учебы он не может заниматься много и регулярно, приходится наверстывать в отрочестве. Так было, например, с крупнейшим пианистом Святославом Рихтером. В детстве он не слыл "вундеркиндом". Свой пианизм он приобрел уже в консерваторские годы, продолжая заниматься и после окончания учебы по несколько часов ежедневно.
Как же протекает работа пианиста над произведением? Какие права пианиста при интерпретации музыкального произведения и обязанности перед его автором?
Исполнитель не вправе изменить ритм или мелодико-гармоническую канву пьесы. Но даже незначительные отклонения от темпа (вполне позволительные, если это не противоречит авторскому замыслу), еле заметные динамические нюансы могут существенно изменить характер произведения.
Сыграть немного медленнее или чуть быстрее какую- то часть произведения или все целиком, чуть замедлить конец фразы или ускорить ее начало, в каждом конкретном случае установить соотношение между мелодией или аккомпанементом ( или отдельными голосами в полифоническом произведении), выбрать определенное качество звука - эти и многие другие задачи решает пианист, работая над произведением. Одна только работа над звуком - такая сложная проблема для пианиста!...
Мы говорим: "лютневый", "виолончельный", "фаготовый" тембр, имея в виду, что каждый из этих инструментов имеет свой собственный тембр, а музыканту надо иногда добиться такого звука, чтобы передать какое то настроение в произведении.
Бетховен говорил, что пианисту необходимо овладеть "своим собственным тоном". Это значит, что он должен иметь собственную звуковую палитру, достаточно разнообразную, чтобы исполнять произведения разных композиторов.
"Главной целью в исполнении музыкального произведения,- писал П.И.Чайковский,- должна лечь задача - по мере таланта и знания проникать и уяснять скрытую мысль автора, что, собственно, и есть содержание музыки, смысл ее".
"Главенствующее значение в своих интерпретациях Ф. Лист придавал выражению поэтической идеи, - свидетельствовал современник. - Не строго выдержанный темп, не равномерное течение ритмов были определяющими для его исполнения, а музыкальная мысль, содержание мотивов".
Порой, слушая безукоризненно выученное произведение, мы ловим себя на том, что такая игра скучна, малосодержательна. Мы понимаем, что исполнителю не хватает содержательности игры, глубины мысли и чувства...
А как же еще...В настроении таком сиюминутном, в котором вы сейчас,  и глубинном как море, и возрастном, и внутренне-содержательном и нужно выразить любую музыку...

Теги: музыка,игра,пианист